Что такое эффективная команда? 💎 — OnAgile Consulting

Что такое эффективная команда?

Я постоянно встречаюсь с командами, которых преследует ощущение малой эффективности. Команды реализовывают много задач, но не понимают, зачем и кто их явный потребитель.

Работая в больших компаниях в общей сложности 15 лет, таких как «Сургутнефтегаз», «Эр-Телеком», ФГУП «РЧЦ ЦФО», МТС, я постоянно встречался с командами, которых преследует ощущение малой эффективности. При взаимодействии с лидерами команд и погружении в процесс разработки продуктов, выяснялось, что команды реализовывают много задач, но не понимают, зачем и кто их явный потребитель. Команды угнетало, что, разрабатывая программный продукт в точности с техническим заданием, они получали результат, который не соответствовал ожиданиям руководства.

Погружаясь в процесс разработки, я понимал, что там просто нет команды. На каждый продукт выделялась рабочая группа с участниками. У каждого присутствует понимание, что без него продукт реализовать сложно. Но однако они работали по конвейерному принципу, да еще и над 10-15 продуктами единовременно. Соответсвенно, их подход к продукту был аналогичен принципу миниатюры Аркадия Райкина — «К пуговицам претензии есть?». И да, еще постоянно есть нехватка специалистов, а задач с каждым днем все больше и больше.

Но разве мы можем что-то изменить, чтобы сделать работу команды более эффективной? Как сделать так, чтобы проект двигался вперед быстрее? Попробую ответить на эти вопросы.

Для начала предлагаю определить, какого размера может быть команда. Команда начинается с двух человек. И это эффективная команда, правда, если следуют принципу: двое людей делают вместе то, что не могли бы сделать в одиночку. Каждый ориентирован на результат, и у них есть понимание, для кого делают продукт. Они быстро собирают обратную связь и непрерывно улучшаются. Из отрицательного: малый объем выполняемой работы и отсутствие дополнительных компетенций, что тормозит, так как приходится наращивать компетенции внутри этой команды. Но главное, нельзя заболеть, уйти в отпуск и тд.

Так какого размера должна быть команда? Практика показывает, что команды могут быть не больше 6-8 человек. Команда должна быть максимально кросс-функциональна и находиться в одной комнате. Важно, чтобы у членов команды была единая цель, и у всех было понимание, как ее достигать. Преимуществами такой команды являются внутренняя проактивная коммуникация, обмен знаниями, нацеленность на командный результат и т.д. Такого размера команды способны на максимальную эффективность.

Но на деле в большинстве случаев проблему медленной реализации пытаются компенсировать количеством членов команды. Увеличение размера команды ради увеличения эффективности — это одна из основных ловушек процесса разработки. Что еще более удивительно, в эту ловушку попадает сама команда вместе со своим лидером. Когда лидер оказывается под давлением начальства, команда не успевает в срок выполнить задачи, лидер пытается перенести давление обратно на начальство, требует нечто, что потребует участия руководства и дополнительных расходов. Самый простой вариант — попросить нанять еще разработчиков. Звучит логично, но поможет ли это команде? Сделает ли это ее более эффективной? Совершенно точно не поможет в краткосрочной перспективе: увеличение размера команды приведет к значительному снижению производительности. В долгосрочной перспективе такое изменение может быть положительным, но только если удастся держать размер в разумных пределах (6-8 человек), разделяя большие команды на маленькие (что требует соответствующего разделения продукта на компоненты).

Одновременно здесь отмечу, что сроки сдачи проекта часто переносятся вперед, а то, что было нужно вчера «срочно», уже не нужно сегодня, а уже увеличившуюся команду, которая не отвечает текущим потребностям, трудно сократить — это требует увольнения людей, что всегда болезненно.

У каждой команды волей не волей появляется лидер. Лидер – от английского слова «lead», «вести» — это предводитель, руководитель, человек, способный повести за собой к цели. Так вот к лидеру команды разработки продуктов особенные требования. Лидер первым обрабатывает новые идеи, откидывает не нужные и формирует приоритетный порядок реализации задач для всей команды. Настоящий лидер умеет предвидеть: он способен анализировать и прогнозировать, не боится рисковать и умеет логически отстоять свою точку зрения. Лидер оценивает, какой продукт принесет прибыль, а какой окажется провальным. В душе он предприниматель! Лидер будет стоять в первых рядах среди тех, кто желает учиться. Ведь чтобы стать первым, нужно знать больше других.

Итак, мы подошли к тому, что эффективная команда идет к общей цели, состоит из профессионалов (6-8 человек) и работает в одной комнате. Участники команды непрерывно развиваются и обмениваются знаниями, быстро реагируют на обратную связь от потребителя продукта, и у них влиятельный лидер. А еще эффективная команда настроена на достижение сложных и амбициозных целей. Команда готова непрерывно улучшаться, выходить за стандартные рамки решения задач и преодолевать трудности сообща!

В следующей статье расскажу о ролях в командах, как бывает и как действительно работает эффективная команда, опираясь исключительно на свою практику.

Еще публикации по Agile в Agile, Scrum, Kanban–метод

Публикация
Agile, Scrum, Kanban–метод
Отказаться от оценки задач и улучшить отношения с заказчиком
Третий подход к оценке задач, NoEstimates — один из самых интересных. Что если перестать оценивать задачи вообще?
Публикация
Agile, Scrum, Kanban–метод
Как оценивать сроки завершения работы
Почему так сложно верно оценивать работы по созданию нового продукта — и какими способами можно улучшить точность оценки, не делая это процесс сложнее.
Публикация
Agile, Scrum, Kanban–метод
Материалы для самостоятельного изучения Agile
Мы собрали для вас список самых важных книг на тему Agile и всего того, что пригодится на нелегком пути трансформации. Они могут вам самостоятельно изучить подход, а также закрепить и расширить полученные на тренингах знания.
Публикация
Мода
Секрет головокружительного успеха ZARA (часть 2)
В первой части я рассказал, как Lean подход позволяет ZARA свести запасы к минимуму и производить одежду только в том объеме, который требуется.

Мы помогаем организациям с 2004 года

Связаться с нами

Дмитрий Лобасев

Managing Partner

+7 495 221 87 39

dmitry@onagile.ru

Наш Telegram канал об Agile и гибких организациях, присоединяйтесь!